Осенью 2011 метод Системных
Семейных Расстановок отметил 10-летие в России. О направлении в
психологии, основаном Бертом Хеллингером, Татьяне Медведевой
рассказывает психолог Надежда Матвеева:
Причины многих наших жизненных неудач – будь то неспособность сделать
карьеру или обрести счастье в личной жизни – могут уходить своими
корнями в историю нашего рода. Дело в том, что от своих родителей, а
также бабушек и дедушек и более далеких предков мы получаем в наследство
не только гены, внешность, черты характера, предрасположенность к
определенным заболеваниям, но и семейные сценарии, которые передаются из
поколения в поколение. Изучение семьи как рода положено в основу
нового, обретающего все большую популярность в России
психотерапевтического метода, разработанного немецким психологом Бертом Хеллингером. О том, как работает этот метод, я попросила рассказать специалиста Института психотерапии и клинической психологии Надежду МАТВЕЕВУ. Вспомните деда – Надежда Алексеевна, в чем заключается ноу-хау "расстановок по Хеллингеру”?
– В основе системно-феноменологического метода Берта Хеллингера лежит
идея, о которой говорили еще Фрейд и Юнг, а также квантовая физика: в
каждой точке пространства есть информация о прошлом, настоящем и будущем
одновременно. Хеллингер показал, что нам от предков передаются
определенные системные чувства, "сценарии жизни”. Любая семья живет по
определенным законам. Если эти законы нарушаются – в семье как в системе
происходит сбой и начинаются конфликты, несчастья, причина которых не
всегда понятна. По методу Берта Хеллингера в семью как в систему
включаются все те, кто в ней родился и все те, кто ей принадлежит, но в
ней не находится. То есть в этом методе учитывают как живых, так и
умерших членов рода. Так, абортируемые дети тоже входят в систему.
Например, в семье есть первый ребенок, потом есть аборт, а затем
рождается ребенок, которого родители называют вторым. Но ведь на самом
деле – он третий, а ему говорят: "Ты второй” и фактически при этом
транслируют: "Ты мертвый”. И у этого ребенка может быть
предрасположенность к суициду или чувство, что он не имеет права жить.
Или в семье есть погибшие родственники, о которых почему-то забыли. А
сценарий их жизни передался через несколько поколений и влияет на жизнь
всей семьи. – Можно конкретные примеры? –
Приведу такой случай из моей практики. Один дед в течение пяти лет в
голодные послевоенные времена воровал в колхозе, чтобы прокормить свою
семью. Вокруг все умирали от голода, а его дети – выжили. Этого деда
поймали и посадили в тюрьму, где он умер. С точки зрения государства –
он был виноват. С точки зрения семьи – он был герой, потому что спас
жизни своих близких. Но его семья о нем забыла, потому что в те
времена про таких людей было лучше не вспоминать. Проходит много
времени. Деда никто не помнит. Но есть его правнук, который учится в
элитной школе. Он сын обеспеченных родителей, они дают ему 700–1000
рублей в день на карманные расходы. А он ворует в раздевалке у детей
деньги. Расстановка по Хеллингеру, которая была проведена родителями
мальчика, обнаружила такую "связь времен” между поколениями. И как
только в этой семье вспомнили деда, отдали дань его памяти – ребенок
перестал воровать. – Просто мистика какая-то! –
Это не мистика, а информация, которая с точки зрения современной науки
никуда не девается. Каждый знает это по собственному опыту: когда мы
испытываем тревогу за близких, а потом узнаем, что случилась какая-то
беда. Скажем, в Америке умирает человек и в этот же час в России его
любимый племянник просыпается от того, что ему показалось, что кто-то
постучал ложечкой по стакану. А через какое-то время он узнает, что его
американский дядя в такой-то час по московскому времени выпил воды из
стакана и скончался. И здесь нет никакой мистики, а есть только связь
между людьми. – Как проходит расстановка? –
Всегда имеет место предварительное интервью, консультация, где строится
геносоциограмма семьи, линии предков. И эта схема говорит не только о
том, как это было, но и о том, как это помнится. Для нас в этом методе
важны не только реальные события, но и мифы, предания, которые есть в
семье, – ведь это же информация. Например, существует миф, что есть
семейное проклятьи. И этот миф работает. На самом деле, может быть, и
нет никакого проклятия. Но семья живет с этим убеждением. Или есть
миф, что у всех женщин в роду – венец безбрачия. Метод Берта Хеллингера
позволяет посмотреть, что там за венец безбрачия – есть он или нет.
Довольно часто эти мифы рассеиваются в расстановках, и люди могут жить
по-другому. У них появляется больше возможностей для выбора. Развелась не знаю почему – А как работают сценарии, которые передаются из поколения в поколение?
– Скажем, такой пример. У молодой женщины скоропостижно скончался муж, и
она осталась одна растить детей. И она передает им разные системные
чувства. Среди которых есть и такой посыл: лучше не иметь детей, потому
что можно остаться одной, ведь их очень трудно растить! И вот у ее дочки
или внучки развивается бесплодие, хотя по медицинским показателям все
нормально. Или такой сюжет. Мужчина погиб в 36 лет в автокатастрофе.
Прошли годы, и вот его взрослая дочь в 35 лет ни с того ни с сего
разводится с мужем. И если ее спросить, почему, она не сможет объяснить.
Скажет, что брак себя исчерпал. При этом после развода сохраняет с
бывшим мужем хорошие и даже интимные отношения. Что же произошло? Она
развелась, потому что не захотела в 36 лет становиться вдовой, как ее
мать. Эта информация работала на бессознательном уровне. –
Многие из нас – дети разведенных родителей, либо сами – люди, прошедшие
через развод. Какой сбой в семейной системе может из-за этого произойти?
– Например, девочка наблюдает развод родителей и говорит: "Папа, теперь
ты не будешь жить с моей мамой. Давай я буду тебе женой”. Возникает
психологический инцест – нет никаких сексуальных чувств на уровне
сознания, а на внутреннем уровне у девочки идет соединение с отцом,
который с годами становится для нее "идеальным партнером”. И любой
мужчина, который приходит в ее жизнь, проигрывает отцу. При таких
отношениях отец может говорить взрослой дочери, что он хочет внуков, что
ей пора создать свою семью – умом он это понимает, но на
бессознательном уровне будет посылать ей сигналы, что все ее женихи
недостаточно хороши для нее. То же бывает и в семьях, где есть мать и
взрослый сын, но нет отца. Холостой мужчина встречается с кем-то на
стороне, но при этом живет в одном доме с матерью, которая
бессознательно не принимает его девушек. Семейные расстановки позволяют выявить все эти дисбалансы.
Хочу, кстати, заметить, что расстановки по Хеллингеру – это не просто
тренинг, а терапевтический метод, состоящий из разных этапов: интервью с
клиентом, снятие его запроса, расстановка и как итог – личный инсайт
человека. На индивидуальной консультации человек может сказать: "Да что
вы! О чем вы! Я никогда не испытывал к отцу таких чувств”. Но в
расстановке видно, что девушка смотрит на отца и ей никто больше не
нужен. Или молодой мужчина настолько привязан к матери, что не может
создать свою семью. Расстановки обнажают эту ситуацию. Сам Хеллингер
считает, что достаточно простых намеков, чтобы показать человеку, в чем
суть его ситуации. Рожденные после абортов
– Одно из направлений этой семейной терапии называется "незаконченные
отношения с умершими родственниками”. Что здесь имеется в виду?
– Берт Хеллингер задавался вопросами: "Какое влияние умершие
родственники оказывают на живых?”, "Можно ли от них получать силу и
благословение?”, "Почему иногда возникает ощущение, что умершие
настроены по отношению к живущим враждебно?” Он пришел к выводу, что
очень многие люди не умеют правильно принимать смерть близких,
продолжают мысленно выяснять с ними отношения или даже в чем-то
упрекать. Скажем, в отношении умерших родителей говорят такие фразы:
"Как вы могли оставить нас так рано?” В таких случаях люди страдают, не
могут жить в настоящем, потому что живут в прошлом. Близкого
родственника давно нет, но его "держат” около себя. Как принять
смерть? Надо понять, что смерть всегда приходит вовремя, и сказать
разрешающие фразы: "Мой дорогой, любимый папа, мама, сестра. Я принимаю
твою жизнь и твою смерть как твой выбор из любви к тебе”. После этого
отношения завершаются. – А какие риски закладываются в судьбы детей, рожденных после абортов?
– Абортируемый ребенок с точки зрения теории систем хочет только одного
– иметь где-то место: ведь получилось так, что его достали, но не
похоронили, не предали земле. В семье о нем не вспоминают. Но закон
принадлежности по Хеллингеру говорит о том, что никто не забыт и ничто
не забыто. Если о человеке забывают – это плохо сказывается на всей
семье и особенно на детях, рожденных после абортов. Такой ребенок
приходит в мир с ощущением, что он не имеет права жить, что он забрал
чужую жизнь. Это может выражаться в том, что он пассивен, не хочет
бороться за место под солнцем, делать карьеру, создавать семью. Или он
ищет своих нерожденных брата или сестру, не хочет в браке иметь со своим
партнером сексуальных отношений, а строит с ним такие отношения,
которые бывают между братом и сестрой. Такие люди говорят: "У меня с
мужем (женой) отношения хорошие и без секса”. Это такой перенос, когда
женщина на бессознательном уровне ищет в муже брата, а мужчина ищет в
жене сестру. Семья не должна забывать о том, кто был, к сожалению, абортирован. Нужно почтить их память по христианским обрядам. – Какие случаи из вашей практики вам особенно запомнились?
– Недавно ко мне пришла женщина с такой проблемой – ей сорок лет, а у
нее на лице прыщики с гнойниками, как у подростка. Что-то непонятное
происходит с кожей. Из-за этого физического недостатка она не может
устроить свою личную жизнь. Мы сделали семейную расстановку и вышли на
очень интересные вещи. Оказалось, что у нее в роду есть прадедушка,
который участвовал в Гражданской войне на стороне белогвардейцев, и ему
приходилось убивать людей, закалывать их штыками. Все свою жизнь этот
дед жил с огромным чувством вины. В отношениях со своими близкими людьми
он был любящим, но довольно жестким, отчужденным человеком.
Расстановка показала, что вина этого человека перед убитыми людьми
передалась правнучке – на подсознательном уровне она хочет, чтобы к ней
никто не прикасался. Реакция на это чувство – прыщики, из-за которых она
откладывает отношения с мужчинами и вообще очень неуверена в себе.
Расстановка помогла ей освободиться от чувства вины. У людей,
которые впервые слышат о расстановках по Хеллингеру, может возникнуть
желание применить этот метод к себе. Но хочу сразу предупредить: подход
называется системно-феноменологическим. Слово "система” говорит о том,
что к семье применяются законы из теории систем.
"Феноменологический” – о том, что каждый случай индивидуален. И
заниматься толкованием семейных сценариев лучше со специалистом. Немецкий
психотерапевт Берт Хеллингер (1926 г. р.) предложил относиться к семье
как к системе, жизнь которой подчиняется определенным законам. Нарушение
этих законов приводит к утрате любви и, как следствие, к конфликтам,
разводам, невозможности создать семью, болезням, ранним смертям и
несчастным случаям. Метод помогает гармонизировать отношения внутри
семьи, трансформировать негативные последствия абортов, восстановить
связи между поколениями, правильно относиться к смерти близких и
завершать незаконченные отношения с умершими родственниками.
|